Прихожу к мысли, что не совсем правильно говорить «восстановить зрения». Правильно говорить «научиться зрению», так же как научиться плавать или научиться ездить на велосипеде. Зрение испортилось, потому что оно никогда не было правильным. Смотреть можно несколькими принципиально разными способами: ближним зрением, дальним, туннельным, которым соответствуют разные напряжения мышц и положения глаз. Если ребёнок выбирает какой-то один способ смотрения, например, всё время находится в ближней зоне, то со временем он просто не сможет смотреть по-другому. Одни мышцы будут перенапряжены, другие атрофированы. Потеряется как мышечный функционал, так и психический. При этом если ребёнок подворачивает и зажимает глаза, то ему надевают очки, чтобы закрепить неправильную привычку. Это тоже самое, как если бы ребёнок ходить ещё не научился, а ему вместо упражнений и свободы перемещения суют костыли.
Зрительные части коры головного мозга при стрессе работают в другом режиме. Внутренняя энергия уходит из задней части коры головного мозга, отвечающей за контакт с окружающим миром в лобные доли, где происходит абстрактное мышление — в дискретный режим. Человек в стрессе занят переживаниями, и не живёт в настоящем. В итоге при близорукости зрительные части мозга развиты очень слабо. Я это прочувствовал на себе. Когда удаётся немного лучше видеть, например, увеличить контрастность, на мозг обрушивается такой объём новой информации, что для психики это лёгкое потрясения. Насколько всё может быть плохо и атрофировано я понял, когда не увидел дом, проходя мимо него. В тот момент я испытал лёгкий шок и начал впервые заниматься методом Бейтса. Я понял, что мозг, уткнувшись в книги и компьютер, потерял способность реагировать на зрительную информацию.
Почему человек выбирает ту или иную модель поведения. Ребёнка могли напугать в детстве, подавить, и тогда он закрылся и не стал пользоваться всем функционалом зрения. Потом во взрослом возрасте ему придётся заниматься методикой Бейтса, чтобы научиться утерянному функционалу. Я например, на всю жизнь запомнил тихий час в детском саду, когда я лежал на кровати и смотрел в потолок. Подошла воспитатель и строго сказала, что нельзя лежать с открытыми глазами. Я получил стресс, так как не понимал, почему нельзя лежать с открытыми глазами, и что со мной не так. Это ударило по формированию зрительных привычек, так как в этот момент я впервые применил насилие к своим глазам. Далее насилия становится больше. В школе много интеллектуального насилия, а выбора реакции на насилие ребёнку не предоставляют. Поэтому одни дети закрываются, уходят в себя и развивают близорукость. Другие бунтуют и хулиганят, и зрение у них нормальное, не зажатое. Третьи всё отдаляют от себя, и зрение у них уходит в дальнозоркость. А предоставьте ребёнку выбор реакции и уважение к его выбору, и жизнь его будет легче. Ребёнок не может объяснить, что с ним происходит, да и мало кто из взрослых может. Организму надо предоставлять некоторую свободу, чтобы тело реализовывало свои потребности на бессознательном уровне.
Научиться зрению — это развить и натренировать несколько десятков лицевых мышц, а также научиться нескольким десяткам зрительных навыков для разных условий: разные фокусные расстояния, условия освещенности, разная умственная вовлеченность, быстрота, цепкость взгляда, пронзительность, насыщенность, погруженность, активность и т.д. Каждая ситуация в жизни соответствует какой-то своеобразной зрительной программе. Каждая программа — новая для близорукого человека, который хочет научиться видеть, и в каждой надо набраться опыта и довести до автоматизма, включить в привычку. Мой опыт показывает, что зрению реально надо учиться, постоянно тренируя разнообразные режимы, ища новые и новые возможности напрячь и активизировать зрительную систему.
Пример. Ребёнок растёт и учится произносить буквы. Буквы можно произносить горлом, а можно сделать упор на язык. Неизвестно, какой способ произношения выберет ребёнок. Если ребёнок выбрал говорить Р и Л горлом, то его ведут в логопеду, чтобы специалист научил его произносить буквы языком, чтобы они хорошо звучали. Они сидят и рычат вместе со специалистом, пока ребёнок не освоит правильный способ произношения. Но если ребёнок начинает хуже видеть, ему надевают очки. На самом деле правильно с ним отправиться в «глазопеду», который покажет ему разные способы смотрения. Никому про зрение никогда ничего не рассказывали, нет такой науки «обучать видеть». Плаванию учат, кататься на велосипеде учат, а как смотреть на мир — не учат. А надо бы. Можно позаниматься с ребёнком зрительной гимнастикой по Бейтсу. Можно поисследовать оптические иллюзии, показать как работает мозг. Можно показать, что как зрение плавает когда пытается видеть предмет. Когда у ребёнка, да и у взрослого будет выбор, как ему смотреть, то он будет меньше перенапрягать мышцы, и мышцы не застынут в неправильном положении на всю оставшуюся жизнь.